Оглавление:

Характеристика административно-правового статуса некоммерческих организаций


Административно-правовой статус некоммерческих организаций (НКО) определяет ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях» (далее — Закон). В соответствии с ним некоммерческой организацией может являться организация, которая не имеет основной цели в виде извлечения прибыли.

Она не занимается распределением полученной прибыли между своими участниками.

Некоммерческая организация может формироваться для того, чтобы достичь культурные, социальные, благотворительные, управленческие, образовательные и научные цели. Они действуют для охраны здоровья граждан, развивают физическую культуру и спорт, удовлетворяют духовные и другие нематериальные потребности граждан, защищают права, законные интересы предприятий и физических лиц, разрешают споры и конфликты, оказывают юридическую помощь.

Для работы некоммерческих организаций, кроме перечисленных, могут быть предусмотрены и другие цели, которые концентрируются на достижении общественных благ. Рассматриваемые объединения могут быть созданы в форме общественных или религиозных организаций, некоммерческого партнерства, учреждения, автономной некоммерческой организации, социального, благотворительного и иного фонда, ассоциации и союза, а также в других формах, которые предусматривает федеральное законодательство.
Они формируются в ходе учреждения, реорганизации действующего некоммерческого объединения.

При этом с момента государственной регистрации НКО можно считать созданной в качестве юридического лица. Нко может иметь в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, способна отвечать (исключая учреждения) по своим обязательствам собственным имуществом. Также она может от своего имени осуществлять приобретение и права имущественного и неимущественного характера, нести обязанности, представать истцом и ответчиком в судах.

В качестве учредителей такой организации в соответствии с ее организационно-правовыми формами могут выступать граждане или предприятия, обладающие полной дееспособностью.

Иностранные лица и лица

Правовой статус некоммерческих организаций (НКО)

  1. /
  2. /

23 июля 2020 0 Рейтинг Поделиться Правовой статус некоммерческих организаций определяется прежде всего Гражданским кодексом Российской Федерации, однако это не единственный нормативно-правовой акт, которым следует руководствоваться. Статус НКО закрепляется за ней с момента государственной регистрации.

Статус НКО определяется различными нормативными актами, в том числе:

  1. специальными законами, регламентирующими деятельность отдельных НКО (например, законом «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»» от 01.12.2007 № 317-ФЗ).
  2. ст. 50 ГК РФ, в которой уточняется, что к НКО относятся организации, не определяющие в качестве основной цели деятельности получение прибыли и в последующем не распределяющие ее между участниками;
  3. законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в данном нормативном акте перечисляются все формы НКО, уточняется порядок их создания, ликвидации и реорганизации);

Кроме того, различные федеральные законы, например КоАП РФ и УК РФ, уточняют меры административно-правовой и уголовной ответственности за нарушение такими организациями требований законодательства.

Об административном и гражданском статусе таких юрлиц расскажет наша статья.

НКО с момента прохождения процедуры государственной регистрации становится юридическим лицом, которое имеет:

  • Возможность отвечать по всем возникшим обязательствам своим имуществом.
  • Самостоятельный баланс.
  • Обособленное имущество.

Для правового статуса некоммерческих организаций характерна также возможность открывать счета в банке и иметь свою печать.

Основы и особенности административно-правового статуса организаций

Если рассматривать термин «организация», то его можно соотнести с социальным образованием структурированного типа, которое создано в определенной форме организационно-правового характера для осуществления коммерческой и некоммерческой деятельности.

Для справки. Срок действия вновь созданной НКО законом не устанавливается. Деятельность организации прекращается только после ее ликвидации или реорганизации. Как и любое другое юрлицо, НКО имеет свое наименование, которое включает в себя указание на тип организации.

Группа людей, которая объединена решением одних задач и достижением конкретных целей, обеспеченная ресурсной базой, основанная на разделении труда, имеющая права, обязанности, ответственность называется организацией.

В организации в обязательном порядке должен существовать:

  1. управленческий орган;
  2. обособленное имущество.
  3. коллектив;

Именно орган управления выступает от имени организации, через него организация приобретает права и обязанности, реализует их, вступает в правоотношения. 4. Если говорить об особенностях административно-правового статуса организаций, управления, регулирования с их участием, то важно:

  1. разделить организационно-правовые формы учреждений на обладающие статусом юридических лиц и не обладающие таким статусом;
  2. учитывать основы организационно-правового взаимодействия с учредителями и субъектами государственной администрации.
  3. разделить организации на два типа: коммерческие и некоммерческие;

Коммерческие организации главной целью своей деятельности считают получение прибыли.

Обособленное имущество может находиться в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде и других формах. Организационно-правовые формы организаций регулирует Гражданский Кодекс Российской Федерации, а именно Гл.
Некоммерческие организации не ставят такой задачи, и не распределяют полученную прибыль между участниками. Основным отличительным признаком является признак прибыли. Классификация организационно-правовых форм в развернутом виде имеется в Общероссийском классификаторе организационно-правовых форм (ОК ОПФ).

На основе классификатора осуществляется государственная регистрация организаций.

Организационно-правовая форма

Тема 6. Административно-правовой статус хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций

Стр 17 из 54 (2 часа) 1.

Понятие и виды предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений.

2. Основы административно-правового статуса общественных объединений. 3. Религиозные объединения и их административно-правовой статус.

4. Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений. Дополнительная литература Нормативные правовые акты 1. Российская Федерация. Конституция (1993).

Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993г.- М., 2008. 2. Российская Федерация.

Законы. Об Общественной палате Российской Федерации: закон от 4 апр. 2005г. № 32-ФЗ // Собр. законодательства Рос.

Федерации. 2005. 11 апр. № 15. Ст. 1277 (с последующ. изм. и доп.).

3. Российская Федерация. Законы. О политических партиях: закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ// Собр. законодательства Рос.

Федерации. 2001. 16 июля. № 29. Ст. 2950 (с последующ. изм. и доп.).

4. Российская Федерация. Законы. О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан: закон от 15 апр.

Рекомендуем прочесть:  Заключение брака фиктивного

1998 г. № 66-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. 20 апр. № 16. Ст. 1801 (с последующ. изм. и доп.).

5. Российская Федерация. Законы. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: закон от 1 янв. 1996 г. № 1-ФЗ // Собр. законодательства Рос.

Федерации. 1996. 15 янв. № 3. Ст. 148 (с последующ. изм. и доп.).

6. Российская Федерация. Законы.

О некоммерческих организациях: закон от 12 янв.

1996 г. №7-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. 15 янв. № 3.

Ст. 145 (с последующ. изм. и доп.).

7. Российская Федерация. Законы. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: закон от 11 авг. 1995 г. № 135-ФЗ, в ред. от 22 авг.

2004 г. // Рос. газ. 1995. 17 авг. № 159; Собр. законодательства Рос.

Федерации. 1995. 14 авг. № 33.

Ст. 3340. 8. Российская Федерация. Законы. Об общественных объединениях: закон от 19 мая 1995 г.

№ 82-ФЗ, в ред. от 2 февр. 2006 г. // Рос. газ. 1995.

Административно-правовой статус некоммерческих организаций (в том числе общественных и религиозных объединений)

14 Основу административно-правового статуса некоммерческих организаций составляет, прежде всего, Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (конкретизирует соответствующие положения ГК РФ, определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления), Согласно закону, некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Некоммерческие организации могут создаваться

Некоммерческие организации как субъекты административного права Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

П. Е. Спиридонов* НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Аннотация.

В статье рассматривается роль некоммерческих организаций в системе государственного управления и уделяется внимание особенностям их административно-правового положения.

Констатируется повышение роли некоммерческих организаций в системе государственного управления, так как это связано с эволюцией механизма государственного управления, его децентрализации и попытками задействования механизмов самоорганизации.

В связи с возможностью делегирования ряда публичных полномочий со стороны государства некоммерческим организациям делается вывод об изменении состава участников, имеющих властные полномочия, в системе государственного управления. Вовлекая в систему государственного управления некоммерческие организации, государство преследует цель снижения «видимой» роли государства в различных сферах экономики и политической сфере.

По причине передачи отдельных публичных полномочий государства некоммерческим организациям такие организации будут совмещать в себе разные аспекты юридической природы организаций, в частности гражданско-правовой статус и административно-правовой, которые переплетаются между собой, так как используются одни и те же нормативные правовые акты без учета особенностей правоотношений, в которые вступают соответствующие виды некоммерческих организаций. Разница между правовым положением, правовым статусом некоммерческой организации как участника административных правоотношений и некоммерческой организации как участника гражданских правоотношений заключается в том, что в гражданском праве некоммерческая организация рассматривается как организационно-правовая форма юридического лица — участника гражданского оборота, а в административных, административно-процессуальных отношениях как форма реализации публичных прав граждан в сфере государственного управления, отдельных публичных полномочий государства в сфере государственного управления. Обращается внимание на двойственность

Административно-правовой статус некоммерческих негосударственных организаций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.14, кандидат юридических наук Стерлигов, Алексей Васильевич

Актуальность исследования основ правового статуса и организации деятельности некоммерческих организаций (нередко называемых третьим сектором) обусловливается необходимостью более эффективного реагирования на иногда возникающую в этой сфере противоправную деятельность1.

Потребность в дальнейших научных исследованиях проблем правового регулирования их деятельности назрела давно, чтобы квалифицированно реагировать на факты неправомерных действий руководителей и участников (членов) некоммерческих организаций, с одной стороны, и предотвращения необоснованного вмешательства государственных органов в деятельность, которая осуществляется некоммерческим сектором, — с другой. Этим и обусловлена важность и своевременность глубокого исследования правового регулирования деятельности некоммерческих организаций в России, статус которых изменялся вместе с обществом и статусом личности. Сам спектр интересов к этому сектору постоянно расширяется вместе с ростом их числа.

Так, по данным Госкомстата России, только одна из форм некоммерческих организаций — общественные объединения, зарегистрированные местными органами и Министерством юстиции РФ в 1998 году, составили 16 782 . В Хабаровском крае, по данным статистического управления, количество таких организаций возросло с 611 (1996 г.) до 1621 (на 1.01.2000 г.)3.

В целом по России действует, по подсчетам различных авторов, от 100 до 400 тыс.

некоммерческих организаций. Именно эти организации, благодаря своей специфике, оказывают адресную поддержку наиболее нуждающимся, разрабатывают 1 Машнова И.Н. Гуманитарный «автостоп» напротив здания РУБОП // Тихоокеанская звезда. 2000. 25 авг. ч Российский статистический ежегодник.

М., 1999. С. 24. 3 Состояние экономики Хабаровского края (1992 — 1999 гг.).

Хабаровск, 2000. С. 77. инновационные виды социальных услуг и помощи там, где государство не способно действовать в силу бюджетных ограничений или не успевает реагировать на вызовы времени (беженцы, СПИД, домашнее насилие, наркомания, бездомность, подростковая преступность и безнадзорность, проблемы пожилых людей и т.д.).

Административно правовой статус некоммерческих организаций

Основу административно-правового статуса некоммерческих организаций составляет Федеральный закон кᴏᴛᴏᴩый конкретизирует ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие положения ГК РФ, определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Исключая выше сказанное, данный Закон определяет порядок создания и деятельности на территории РФ структурных подразделений иностранных некоммерческих организаций, под кᴏᴛᴏᴩыми понимаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (ст. 2). Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

На основании ст. 6 Федерального закона «О некоммерческих организациях» общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном порядке объединившихся на базе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные

Административно-правовой статус коммерческих и некоммерческих организаций

Коллективный субъект АП представляет собой организацию, т.е. объединение юр лиц. Под организацией понимается объединение юр лиц любой численности, возглавляемые своими органами управления, имеющие обособленное имущество, созданное для производства материальных и духовных ценностей, а так же для реализации иных потребностей членов организации.

Органами управления организации является администрация, функции которой может выполнять единоличный руководитель или коллективный исполнительный орган. Администрация действует от имени организации, представляет ее интересы, заключает договоры, распоряжается средствами, а так же издает указания обязательные для всех членов организации. Администрация выполняет управленческие функции внутри самой организации, а также вступает в АПО с органами ИВ, МСУ, иными субъектами АП.

Внешним управлением — управлением другими организациями — в отличие от органов ИВ администрация организации не занимается, т.к. она не обладает для этого гос-властными полномочиями.

В зависимости от цели создания:

  1. · фонды и иные организации.
  2. · учреждения;
  3. · общественные и религиозные объединения;
  4. · предприятия;

В зависимости от отношения к извлечению прибыли:

  1. · коммерческие;
  2. · некоммерческие.

В зависимости от форм собственности:

  1. · общественных организаций и т.д.
  2. · мун;
  3. · гос;
  4. · частные;

АПС юр лиц проявляется в 3 направлениях:

  1. · прекращение деятельности юр лица.
  2. · регистрация юр лица (получение лицензии, если это необходимо);
  3. · контроль и надзор за деятельностью организации;

Особенности АПС гос организаций обуславливаются тем, что государство является собственником в лице конкретного гос органа.

При этом к ведению гос органа относятся:

  1. · определение предмета деятельности;
  2. · назначение на должность и освобождение от нее руководителя;
  3. · создание гос организации;
  4. · учреждение устава;

Административно-правовой статус некоммерческих организаций

10Основу административно-правового статуса некоммерческих организаций составляет Федеральный закон от 12 января 1996 г.

N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», который конкретизирует соответствующие положения ГК РФ, определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления. Кроме того, данный Закон определяет порядок создания и деятельности на территории РФ структурных подразделений иностранных некоммерческих организаций, под которыми понимаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (ст. 2). Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. Так, после внесения соответствующих поправок в названный Закон появилась новая форма некоммерческих организаций — государственная корпорация, которой признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (ст. 7.1)

Правовые основы реализации административно-правового статуса некоммерческой организации в отношениях легализации и контроля их деятельности

За последнее десятилетие в России произошел всплеск интереса к сфере деятельности, которая выходит за рамки государственной или коммерческой и является основой для формирующегося гражданского общества.

Понятие гражданского общества как формы добровольной самоорганизации конкретного человеческого сообщества, возникшей без давления со стороны государства и в рамках закона, многогранно. Неизменно одно — его основу составляет некоммерческий сектор, который также называют «независимым», «бесприбыльным», «добровольческим», «третьим».

В российском законодательстве используются три основных понятия: «некоммерческая организация», «общественное объединение», «неправительственная организация».

Базовым и легальным является понятие «некоммерческая организация».

В п. 1 ст. 50 ГК РФ под некоммерческими понимаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками.

В литературе справедливо отмечается, что данное определение, по своей сути, не направлено на характеристику основных свойств исследуемой категории юридических лиц, оно относится к понятиям «отрицательным», поскольку строится на отрицательном сопоставлении с коммерческими организациями. [1 c.23] Принадлежность организации к некоммерческому сектору деятельности определяется следующими основными признаками: добровольность объединения, отсутствие интереса по извлечению прибыли, общественная польза, самостоятельный выбор целей, задач и способов их достижения.

Суть деятельности НКО, на наш взгляд, очень точно выражает тезис: «Государство решает те социальные проблемы, на решение которых у него есть деньги. Бизнес решает те проблемы, за решение которых люди могут заплатить. Третий сектор решает те проблемы, на которые нет денег ни у государства, ни у бизнеса» [2].